Версия для слабовидящих
Всегда рады слышать Вас
по телефону:

+7(831)411-82-47

603005 г.Нижний Новгород, ул.Пискунова, 9а
Перейти в Контакты
Портрет

2anketa

ais

logo 1 Culture ru

god2020

gosuslugi

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Наши выставки

«Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники» (предоставлено Мультимедиа Арт Музеем, Москва)

14.01.2025

Открытие выставки – 24 января в 18.00

В экспозиции представлено около ста работ периода авангарда, включая новаторские эксперименты Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета, Елеазара Лангмана, Якова Халипа, Георгия Петрусова и других выдающихся мастеров советской фотографии.

Главный лозунг Октябрьской революции 1917 года – построение нового мира, преобразование реальности – был услышан и поддержан молодой российской интеллигенцией, литераторами, художниками, режиссерами, композиторами и, конечно, фотографами. Молодое государство нуждалось в быстром переходе в ряды своих сторонников бóльшей части населения страны. Гигантский социальный эксперимент спровоцировал волну художественных экспериментов. В авангарде этого движения был Александр Родченко – живописец, дизайнер, фотограф, активно работавший и в театре, и в кинематографе, и в рекламе.

Для Родченко фотография – искусство (именно так назывался текст, написанный им для журнала «Советское фото» в 1934 году, но опубликованный впервые только в 1971), обладающее своим изобразительным языком. На тот момент это было утверждением, которое Родченко приходилось доказывать и своим творчеством, и своими теоретическими работами. Родченко призывал своих коллег быть разнообразными и фиксировать мир во множестве возможностей и точек зрения.

Открытые им формальные  фотографические приемы – динамичная диагональная композиция, съемка с неожиданных точек, форсированная перспектива, смелое использование сверхкрупных планов – брались на вооружение не только его учениками и последователями из фотографической секции группы «Октябрь» (Елеазар Лангман, Борис Кудояров, Дмитрий Дебабов, Борис Игнатович, Давид Шулькин, Виталий Жемчужный, Анатолий Скурихин), но и идейными и эстетическими противниками из Российского объединения пролетарских фотографов (РОПФ), а также фотографами, не входившими ни в какие  группы и объединения (Георгий Петрусов, Михаил Прехнер, Яков Халип, Макс Пенсон, Эммануил Евзерихин и др.).

«Самыми интересными точками современности являются «сверху вниз» и «снизу вверх», и над ними надо работать… Я хочу их утвердить, расширить и приучить к ним», – писал Родченко в журнале «Новый ЛЕФ».

В октябре 1928 года авторы журнала «Новый ЛЕФ» вошли во Всероссийское объединение работников новых видов художественного труда «Октябрь» – архитекторы братья Веснины, кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, художники Александр Дейнека, Густав Клуцис, Соломон Телингатер. В 1929 году была создана фотосекция, которую возглавил Александр Родченко.Романтический взгляд на перемены, происходившие в стране, наполнял живым чувством работы фотографов-авангардистов.

В 1931 году в Доме печати состоялась выставка членов группы «Октябрь», на которой были показаны фотографии Александра Родченко, Елеазара Лангмана, Бориса Игнатовича, Давида Шулькина, Ольги Игнатович и других. Выставка подверглась жестокой критике. Вот только один из критических пассажей: «Их работы [Родченко, Игнатовича, Лангмана] довольно наглядно демонстрировали тот тупик, в который ведут формалистский и механистический подход к нашей действительности, использование объектов социалистического строительства, главным образом, в целях формалистического трюкачества» (журнал «Пролетарское фото», 1932, №1).

Родченко был исключен из группы, ее возглавил Борис Игнатович. Впрочем, дальнейшая история фотогруппы «Октябрь» оказалась очень короткой: как и другие творческие объединения, она просуществовала только до апреля 1932 г., когда вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно‑художественных организаций».

Дальнейшие изменения в общественно-политической жизни страны привели к насаждению в советском искусстве метода социалистического реализма; на долгие годы фотоавангард – самое яркое и живое явление в советской фотографии – был забыт.

Выставка работает с 25 января по 10 марта 2025 г.

12+

Афиша Фотоавангард 40х30смпо4мм RGB 3001. Rodchenko262Vr 37 1KP 1339 84. KP 700 03 12.KP 429 73 1

Выставка «Новогодние и рождественские открытки»

20.12.2024

На выставке представлены подлинные открытки конца XIX - начала XX вв (из фондов РМФ). 

Слово открытка произошло от словосочетания «открытое письмо». Прототипами рождественских и новогодних открыток являются средневековые гравюры и лубочные картинки. Считается, что свою роль здесь сыграла и традиция обмениваться визитными карточками. Первые рождественские открытки появились в Великобритании в середине XIX века. Это были нарисованные на картоне праздничные картинки, предназначенные в подарок друзьям. Успех начинания привел к тому, что открытки начали издавать типографским способом массовыми тиражами.

Первые рождественские открытки в России были выпущены в 1898 г. Общиной Св. Евгении в Петербурге по акварельным рисункам известных художников. С той поры в нашей стране издавалось множество рисованных и фотографических открыток. Большие тиражи открыток, специально изданных для России, поступали из других стран, главным образом из Германии.

Издательства выпускали каталоги, в которых перечислялись разнообразные виды открыток: «рельефные изящной работы», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «бромосеребряные», «плюшевые», «настоящие гравюрные с золотым обрезом».

Рождество с сияющей огнями елкой, Дедом Морозом, подарками и хороводами было главным зимним праздником. Новый год до начала ХХ века считался лишь одним из праздников рождественской недели. Довольно быстро сложился узнаваемый круг сюжетов рождественских и новогодних открыток: ангелы, нарядные улыбающиеся дети, рождественские ели, церкви и заснеженные деревушки.

Содержание открыток было глубоко символичным и определялось вековыми традициями. К примеру, Рождественская звезда на вершине ели подчеркивала религиозный смысл праздника, подкова и четырехлистный клевер означали удачу, незабудки – верность, часы – ожидание счастливого будущего, деньги – процветание и т.д.

Открытки, представленные на выставке, были изданы на рубеже XIX-XX веков в России, Германии, Австро-Венгрии и Швеции.

Выставка работает по 19 января.

0+

открытки2025 1открытки2025 2открытки2025 3открытки2025 4открытки2025 5

Юбилейная выставка Сергея Лотырева "Время вспомнить"

06.12.2024
Друзья, приглашаем вас 12 декабря в 17:30 на открытие юбилейной выставки Сергея Лотырева "Время вспомнить". После вернисажа в 18:00 в музейном лектории состоится творческая встреча с автором.

В экспозицию выставки вошли избранные работы нижегородского фотографа Сергея Лотырева. Портреты и натюрморты, пейзажи и храмы Нижегородской земли, 1000-летие Крещения Руси, старообрядчество, рекламная съемка – это основные жанры и темы, к которым автор обращался за десятилетия работы фотографом. Самые ранние из представленных фотографий – бромосеребряные отпечатки, созданные в 80-90-х годах прошлого века.

Сергей Лотырев начинал фотографировать в эпоху пленочной фотографии и легендарных советских фотоклубов. Его первым наставником в молодежной студии «Поиск» стал Юрий Федорович Шпагин, один из ведущих представителей нижегородской фотографии. В 1980-х годах Сергей Лотырев был членом и секретарем фотоклуба «Волга». В 1991 году был принят в Союз фотохудожников России.

В то же время происходит обретение темы, которая во многом определила характер творческой биографии Сергея Лотырева: история и пейзажи Нижегородского края. В 1988 году он сделал серию фотографий, посвященную празднованию 1000-летия Крещения Руси в Арзамасе с участием митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, будущего патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В 1989–1990 годах вместе с фотографом Сергеем Потаповым Сергей Лотырев представил выставку «Нижегородская отчина». Выставка стала итогом фотографических экспедиций по памятным местам Нижегородского края, подготовленных с использованием исторических документов и летописей. Это были экспедиции по следам похода Ивана Грозного на Казань в 1552 году; в село Григорово – на родину Аввакума; по местам старообрядчества совместно с филологами Нижегородского университета; по монастырям Нижегородского края и др.

В 1996–2011 годах Сергей Лотырев работал фотографом на Горьковском автомобильном заводе в отделе рекламы и выставок. В 2014–2021 годах – в пресс-службе митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, в издательствах «Глагол» и «Логос». В настоящее время является свободным фотографом. Автор и участник многочисленных фотовыставок в России и за рубежом. Обладатель около 30 наград, в том числе золотой медали FIAP (Люксембург), диплома FIAP (Стамбул), серебряной медали ВДНХ.

Вход на вернисаж - свободный. На творческую встречу - свободный по регистрации. Регистрация по ссылке: https://rmfmuseum.timepad.ru/event/3152569/

Выставка работает с 13 декабря 2024 по 26 января 2025 года
12+

Афиша Лотырев 40х60по4мм RGB 300С Лотырев. ВечерС. Лотырев. МечтательС Лотырев Кержаки Хранители стариныС. Лотырев. МорозноС. Лотырев. Земля отцовС. Лотырев. Автопортрет

Выставка "Зимние игры" (из фондов РМФ)

05.12.2024

С 11 декабря в Русском музее фотографии будет работать выставка "Зимние игры" (из фондов РМФ). 

Выставка посвящена праздникам, развлечениям и спорту в зимнее время и охватывает период со второй половины 1940-х по 1970-е годы. Авторы – известные горьковские фоторепортеры: Нисон Капелюш, Владимир Войтенко, Виктор Бородин, Владилен Изволенский, Олег Ярчевский. Большая часть фотографий экспонируется впервые.

Зима в России – долгое время, когда сменяют друг друга холода и оттепели, солнечные дни и метели. Города и села утопают в снежных сугробах, и рано наступают сумерки. А еще это ожидание и встреча Нового года, снежки и ледяные горы, спорт, народные гуляния и зимняя рыбалка. Этим традициям и развлечениям сотни лет, но в ходе истории они менялись и обретали новое звучание.

Новый год до начала ХХ века считался лишь одним из праздников рождественской недели. После Октябрьской революции 1917 г. он, наряду с Рождеством, был объявлен религиозным и буржуазным пережитком, а в 1928 году новогодняя елка и вовсе оказалась под запретом. В 1935 году решением правительства Новый год официально вернулся в жизнь советских людей и к середине века, уже с новыми советскими символами, окончательно утвердился в числе главных праздников СССР. Зимние дни снова дарили ощущение чуда, вовлекая детей и взрослых в карнавалы и уличные гуляния с шуточными играми, концертами и весельем.

Таким же массовым явлением в СССР был спорт. Спорт и здоровый образ жизни активно пропагандировались в литературе, песнях, кинематографе, фотографии. В Горьком, как и по всей стране, действовали спортивные общества, секции и школы, воспитывая рекордсменов и победителей олимпиад.

Самыми популярными видами спорта зимой, как и в наши дни, были хоккей, коньки и лыжи. В Горьком проводились международные и всесоюзные соревнования, а страстные болельщики заполняли стадионы в любую, даже самую суровую погоду. Любители спорта от мала до велика участвовали в массовых лыжных стартах, сражались во дворах хоккейные команды, в вечерних огнях, под музыку кружились пары на льду.

Предлагаем вам совершить новогоднее путешествие во времени, окунуться в атмосферу праздника и познакомиться с советскими зимними традициями.

Выставка работает с 11 декабря 2024 по 19 января 2025 г.
0+

Афиша Зимние игры 40х30смпо4мм RGB 300 копияНисон Капелюш. Катание на коньках. ГорькийНисон Капелюш. Лыжницы. Горьковская область. 1950 е ггВиктор Бородин. Празднование Нового 1968 года в Парке Ленинского КомсомолаВладимир Войтенко. Игра в снежки. Село Красное Арзамасского района

Выставка "Botanical reference"

05.12.2024

11 декабря в 17.00 в Русском музее фотографии состоится открытие выставки "Botanical reference" (Ботанический справочник), адаптированной для незрячих и слабовидящих людей.

Автор - фотохудожник Саша Дёма. Куратор - Юлия Травникова. В рамках открытия состоится творческая встреча с автором и куратором выставки.

Фотовыставка "Botanical reference" – неотъемлемая часть одноименного мультимедийного проекта, которая включает в себя диптихи, тактильные макеты, колбы с запахом.

Главной целью проекта является демонстрация доступности искусства фотографии для людей с нарушением зрения.

Основной темой для выставки послужили цветы. Фотохудожник Саша Дёма и куратор Юлия Травникова составили экспозицию из нескольких видов объектов: фотография, тактильный макет к ней, этикетаж, доступный в шрифте Брайля, колбы с эфирными маслами или цветами, соответствующими цветам на изображении. Таким образом, происходит воздействие на все каналы восприятия и создается полный образ изображаемого объекта.

Для молодого фотохудожника было важно показать фотографию человеку с ограничениями по зрению. Дело в том, что у Саши есть младшая сестра Лиса, и, ввиду некоторых анатомических особенностей, её зрение постепенно падает, это нельзя поправить ни операцией, ни другими медицинскими вмешательствами. Саша – визуал, она воспринимает мир картинками и не представляет свою жизнь без возможности видеть, замечать, снимать и смотреть. Поэтому она стала искать способ сделать фотографию доступной для сестры и всех людей с подобными проблемами.

Саша уверена, что все виды искусства должны быть доступны. В мире 285 миллионов людей с нарушением зрения, и многие регулярно сталкиваются с проблемой доступа к визуальной информации. Фотография давно стала важной частью визуальной культуры, а современные технологии и исследования позволяют совершать, на первый взгляд, невозможное и создавать связь между зрителем и художником, несмотря на особенности любой из сторон.

Выставка работает с 12 декабря 2024 по 19 января 2025 года

0+

CmnZiN0W Nw 14 Гортензия7 Маттиола

©1992-2025 ГБУК «Русский музей фотографии»
Все материалы и иллюстрации, включая фотографии, размещенные на сайте fotomuseum.nnov.ru , охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. ГБУК «Русский музей фотографии» не передает эксклюзивные права на фотоизображения третьим лицам.

Политика обработки персональных данных