Выставка «АНАГЛИФНЫЕ ФОТОГРАФИИ ПО ИСТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ЯРМАРКИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ.» (из фондов Русского музея фотографии и собрания Фонда сохранения наследия им С.В. Челнокова)
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ФОНД СОХРАНЕНИЯ НАСЛЕДИЯ ИМ С.В. ЧЕЛНОКОВА
РУССКИЙ МУЗЕЙ ФОТОГРАФИИ
представляют выставку
«АНАГЛИФНЫЕ ФОТОГРАФИИ ПО ИСТОРИИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ЯРМАРКИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ.» (из фондов Русского музея фотографии и собрания Фонда сохранения наследия им С.В. Челнокова)
Открытие выставки – 2 августа в 16.00
В рамках выставки будет демонстрироваться стереофильм Дмитрия Новикова «Нижегородская ярмарка»
Хорошо знакомые нам сегодня 3D-технологии получили широкое распространение в середине XIX в. Стереофотография, для создания которой использовалась фотокамера с двойным объективом, открывала зрителю ни с чем не сравнимое трехмерное пространство, завораживающе объемные картины природы, архитектурные виды, уличные сцены, портреты. Разновидностью стереофотографии является анаглиф.
Представленные на выставке стерео и двухмерные изображения разных авторов были переведены в анаглифы в наши дни. Все они были сделаны на ярмарке и в Нижнем Новгороде на рубеже XIX-ХХ вв. Стереофотография была настолько популярна в то время, что наборы стереопар выпускались миллионными тиражами, а многие фотографы и издательства специализировались именно на этом виде съемки. Например, известная американская фирма «Underwood & Underwood», издававшая среди прочего виды городов Российской империи. Многочисленные снимки фирмы отражают живой многонациональный характер ярмарки: это виды улиц и плашкоутного моста; лавки, торгующие коврами, антиквариатом, чаем; ярмарочные завсегдатаи.
Особенностью авторской стереофотографии в России был ее преимущественно любительский характер. Обширный стереоархив Сергея Васильевича Челнокова (1861-1924) включает снимки, сделанные в разных странах и городах России, в том числе на Нижегородской ярмарке. Фотографии другого любителя, нижегородца Дмитрия Николаевича Смирнова (1891- 1980), были сделаны во время весеннего половодья и показывают ярмарку, погруженную в межсезонную тишину и безлюдье.
Экспозиция дополнена работами Андрея Осиповича Карелина (1837–1906) и Максима Петровича Дмитриева (1858–1948), никогда не использовавших стереокамеру. Тем сильнее оказывается впечатление от преобразованных в анаглифы видов Нижнего Новгорода, которые дают возможность по-новому взглянуть на привычные места, ощутить иллюзию присутствия в прошлом.
Техническая реализация проекта: Дмитрий Новиков, Роман Шмидт
Выставка работает с 2 августа по 14 декабря 2022 г.
0+