Версия для слабовидящих

+7(831)437-37-43

Address: 9а Piskunova Str., Nizhny Novgorod, Russia
Contacts
Портрет

2anketa

ais

logo 1 Culture ru

god2020

gosuslugi

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Museum tour

Russian only. The English version is in progress

В постоянно действующей экспозиции Русского музея фотографии 800 экспонатов. Здесь представлены фотографии 37 авторов и фототехника ХIХ - ХХ вв.

 

Возникновение и развитие фотографии

hist01

История сегодняшней фотографии начинается с ХIII века с изобретения камеры-обскуры (в переводе с латинского - "темная комната"). Художники, зодчие, путешественники обводили контуры получаемого в камере-обскуре изображения. Изобретатели искали способы закрепления световых рисунков. Открытие фотографии связывается с 3-мя именами: Жозефа Нисефора Ньепса, Луи Жака Дагерра, Фокса Тальбота.

7 января 1839 года секретарь Парижской Академии наук Араго доложил об успехах художника Дагерра, получившего прочное изображение на серебряной пластинке в камере-обскуре. Этот день официально считатется Днем рождения фотографии. Чуть позднее, в январе того же года, о своем изобретении (калотипии) заявил Фокс Тальбот. Он получил бумажный негатив, с которого печаталось позитивное изображение. В России новое изобретение назвали светописью, и лишь позднее - фотографией. В 1840 г. в Москве А.Ф.Грековым было открыто одно из первых в России ателье для получения фотографических портретов. Ему удалось сократить выдержку при съемке на солнце до 2,5 минут. Он начал использовать медные, латунные, а позднее жестяные пластинки.

В 1851 г. англичанин Арчер обнародовал новое изобретение: он рекомендовал покрывать стекляный негатив коллодионом, а позитивы печатать на альбуминной бумаге. Вошло в практику увеличение снимков при печати. Альбуминная бумага была вытеснена эмульсионной в 1868 г. А изобретение целлюлоидной пленки принадлежит Истмэну (1900 год). Это изобретение позволило фотокамерам стать более портативными и удобными в обращении.

hist02Творчество Андрея Осиповича Карелина.

Зарождение и развитие художественной фотографии.

АНДРЕЙ ОСИПОВИЧ КАРЕЛИН (1837 - 1906 гг.) родился в Тамбовской губернии в семье крестьянина. Десяти лет был отдан в обучение к иконописцу. В девятнадцатилетнем возрасте поступил в Петербургскую Академию художеств. В 1864 году он закончил образование и получил звание свободного художника. В 1866 году он приезжает в Нижний Новгород и открывает свое ателье "Фотография и живопись художника Карелина".

Еще студентом Карелин занимался ретушью в фотографических заведениях и постепенно сам обучился этому сложному технологическому процессу. Примитивная техника фотографии того времени сильно ограничивала возможности воплощения художественных замыслов. Карелин изучает оптику, приемы освещения. Кроме верхнего света и застекленной стены павильон имел еще окна в одной из стен. Карелин стремился к четкости изображения, к получению нужной резкости во всех планах. Разрешение этого вопроса он видел в применении добавочных линз.

Нижегородский художник достиг значительных успехов. Он первый делал сложные снимки без искажения пропорции, получая резкость во всех планах изображаемого пространства. Знаток освещения и композиции, он получал снимки-картины, в которых были отлично проработаны все детали в светах и тенях. В конце 70-х годов фотографы еще не достигали такого совершенства.

В 1876 году он посылает свои фотографии на международную выставку в Эдинбург. Два снимка "Девушки с альбомами " и "Супруги Зеленецкие" поделили первое место. А.О. Карелин был удостоен золотой медали. Ему присвоили звание фотографа Императорской академии художеств. В 1878 г. на Парижской выставке он вновь получил золотую медаль. Снимки Карелина были как бы наполнены воздухом, светом, не оставалось ни одного не проработанного уголка. Фотографируемых он располагал в гостиной, у окна, в креслах, отдельные участники групповой съемки были сняты со спины или вполуоборот. Он избегал привычных шаблонных ремесленнических поз. А.О.Карелин печатал с двух стеклянных негативов - одного слабого и другого более сильного. Это придавало необычайную мягкость при печати. Он стремился приблизить фотографию к живописи. Сохранившиеся варианты снимков "Милостыня" или "Нищие" говорили о его близости к искусству художников-передвижников. В 1870 году выходит альбом Карелина "Виды Нижнего Новгорода", снимки которого были раскрашены И.И.Шишкиным. В 90-е годы его виды города распространяются в виде открыток.

А.О.Карелин - талантливый представитель ранней жанровой фотографии. В условиях примитивной техники он создавал интересные жанровые снимки.

hist03

Творчество Максима Петровича Дмитриева

Зарождение и развитие публицистической фотографии.

МАКСИМ ПЕТРОВИЧ ДМИТРИЕВ (1858-1948 гг.) родился в Тамбовской губернии в крестьянской семье. Трудовой путь после окончания сельской школы начал мальчиком у мастеровых в Москве. Служил затем у фотографа Настюкова, а по воскресеньям посещал Строгановское училище. В 1874 году он впервые посетил Нижний Новгород - хозяин взял его работать в свой павильон на ярмарке. Здесь он познакомился с нижегородским фотографом-художником А.О.Карелиным. В 1882 году М.Дмитриев принимает приглашение от А.О.Карелина поработать в его фотосалоне. Набравшись опыта, он, стремясь осознать свою творческую индивидуальность, уезжает из Нижнего Новгорода. В 1886 году вновь возвращается в Нижний и открывает свой павильон "Новая фотография М.Дмитриева" (Н.Новгород, Осыпная,12).

В 1889 году на фотографических выставках в Москве, Петербурге, Одессе, приуроченных к 50-летию светописи, впервые появились снимки неизвестного еще тогда нижегородского фотографа. У Дмитриева появляется свой почерк. В отличие от карелинских снимков на его видах улиц, площадей - люди. Это крестьяне, грузчики, босяки, богомольцы. Здесь простой народ - главное "действующее лицо." Представители "золотой роты" М.Дмитриева стали прототипами героев пьесы М.Горького "На дне".

1892 год. На выставке в Париже золотая медаль по 4-ому отделу профессиональной художественной фотографии была присвоена нижегородцу М.Дмитриеву за снимок "Арестанты на строительных hist04работах." 1893 год - М.Дмитриев издает в собственной фототипии большой альбом "Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии," который стал суровым обвинительным документом. М.Дмитриев с тяжеловесной фотокамерой объездил почти все уезды Нижегородской губернии. М.Дмитриев создает целые тематические циклы: "Волжские бурлаки", "Семеновские ложкари", "Лукояновские крестьяне", "Сормовские, Выксунские, Кулебакские рабочие". Сохранилось огромное количество снимков нижегородской ярмарки, ХVI Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года. Зафиксировал все приезды императора Николая II в Н.Новгород. В 90-х годах он снимает Волгу от истока до устья. Фотографирует угасающие фрески Макарьевского монастыря, места известного Саровского монастыря, Серафимо-Дивеевского, Понетаевского и т. д.

В 1929 г. здание по ул.Осыпная, 9, где работал М..П.Дмитриев было национализировано, а с Дмитриевым был заключен договор, по которому он нанимался на должность павильонного фотографа. В 1933 году большой ценный фонд негативов был изъят по распоряжению председателя краевого архивного бюро Монахова.

Волга. Маршрут съемок М.П.Дмитриева.

В 1894 году Максим Птерович Дмитриев приступил к новой грандиозной работе. Темой огромной серии стала великая русская река Волга. Он снимал ее через каждые 8 верст от истока до устья, ее исторические и природные достопримечательности, живописные места, населенные пункты. Около 10 лет фотохудожника, немало денежных средств ушло на выполнение этой труднейшей задачи. Дмитриев запечатлел величие Волги и тихие ее разливы в заводях, виды больших и малых волжских городов - Твери, Рыбинска, Городца, Казани, Симбирска, Самары, Саратова, Астрахани и многих других, их исторические и архитектурные памятники. По предложению Семенова-Тян-Шанского М. Дмитриев за свои работы был избран действительным членом Географического общества. Его снимки использовались во многоих научных трудах.

Нижегородские фотографы - современники А.О. Карелина и М.П. Дмитриева

(М. Хрипков, М. Гагаев, А. Самарин, Н. Кузаев, И. Иванов, Д. Лейбовский, В. Федоров)

Кроме фотографов мирового значения А.О.Карелина и М.П.Дмитриева в Нижнем Новгороде работало много других прекрасных фотографов. Работы некоторых из них представлены в экспозиции музея. Это снимки Михаила Александровича Хрипкова, бывшего московского цехового, поселившегося в 1901 году в Н.Новгороде и открывшего "Универсальную фотографию". Хрипков ревностно заботился о качестве фотопродукции, наладил производство видовых открыток и диапозитивов для "волшебного фонаря". Другой талантливый фотограф Михаил Александрович Гагаев работал первоначально на Осыпной, а затем на Б. Покровке. В экспозиции можно увидеть снимки из семейного альбома Гагаевых, золотую медаль, полученную на выставке в Мадриде в 1907 году. В январе 1905 года на Б. Покровке, 20 открывает свою фотографию Иванов Иван Иванович. И.И.Иванов учился у известного нижегородского фотографа Андрея Карелина (сына А.О. Карелина). После 1918 года он стал первым нижегородским эмиссаром секции по делам музеев, охраны памятников искусства и старины. Мастерскую Алексея Васильевича Шалимова (художника и фотографа) охотно посещали дворяне, промышленники, лавочники, ремесленники и приезжавшие на ярмарку купцы. Сыновья его Василий и Федор тоже стали признанными фотографами. В экспозиции можно увидеть снимки А.Н. Самарина, В.Г. Федорова, Н.М. Кузаева, А.М. Городецкой, Ю. Гроссман, А. Страдберг, М.Т. Кудрина. Здесь представлены также интересные снимки фотографов-любителей: известного писателя-краеведа, этнографа Д.Н. Смирнова, геолога Василия Альфонсовича Зевеке, доктора медицины Нижегородского кадетского корпуса Владимира Павловича Вицинского.

Нижний Новгород в фотографиях ХIХ - ХХ вв.hist07 Архитектура Нижнего Новгорода. Площади, улицы, здания, церкви, соборы, монастыри.

Площадь Минина - до революции 1917 года Благовещенская площадь - главная и самая красивая площадь Нижнего Новгорода, согласно плану 1770 года ориентирована на Дмитриевскую башню кремля. Еще более ранние ее названия: Дворянская, Верхне-Базарная. В центре площади стоял Благовещенский собор (отсюда и название "Благовещенская"), основанный еще в ХIV веке Князем нижегородским Дмитрием Константиновичем. Недалеко от собора находилась Алексеевская церковь, основанная в ХVIII веке.

В 1896 году в Дмитриевской башне Кремля был открыт историко-художественный музей. В 1902 году было построено красивое здание Городской думы, в 1906 году благодарные нижегородцы поставили памятник Александру II, который отменил рекрутчину и крепостное право. От главной площади, как бы лучиками отходили улицы: Большая Покровская, Алексеевская, Варварская, Тихоновская, Жуковская. Благовещенская площадь сливалась с Семинарской. Здесь находилась Духовная семинария. Рядом Верхне-Волжская набережная. На ней в 1702 году была построена на средства купца Пушникова Георгиевская церковь - каменная, пятиярусная, в стиле "барокко". Здесь же - Александровский сад - любимое место отдыха для нижегородцев.

Kp-4418Большая Покровка - одна из главных улиц Нижнего. До революции здесь находились лучшие магазины города, чуть в стороне от Покровки на Осыпной - лучшая фотография М.Дмитриева. Б. Покровская улица выходила на Ново-Базарную площадь (сейчас площадь Горького). На углу площади по улице Трудовой стояла Иоанно-Богословская церковь при детском приюте графини О.В. Кутайсовой. Внутренняя роспиь ее была выполнена на детские библейские сюжеты по рисункам Солнцева, Васнецова. Варварская улица выходила на Острожную площадь (сейчас площадь Свободы), на которой располагался Нижегородский острог, возведенный по проекту инженера А.А. Бетанкура.

По Зеленскому или Похвалинскому съездам можно спуститься на Рождественскую улицу. Здесь в 1715 году купец Строганов построил новую Рождественскую церковь. По центру этой улицы в 1835-1839 гг. была разбита Софроновская площадь (пл. Маркина), а вдоль берега устроена Нижне-Волжская набережная. Там находились пристани. На углу площади со стороны улицы Рождественской стояла Космодамиановская церковь. В конце ХIХ века в Нижнем Новгороде было 3 монастыря : Печерский, Благовещенский, Крестовоздвиженский. Самый древний - Печерский.

Нижегородская ярмарка ХIХ - ХХ вв. - всероссийское торжище

Ярмарка была переведена в 1817 году от стен Макарьевского монастыря, после происшедшего там пожара, на низменное место против Нижнего Новгорода на большой прямоугольный мыс между Волгой и Окой. Строительство велось под руководством А.А.Бетанкура. На территории около двух квадратных верст расположился особый временно обитаемый город с собором, армянской церковью, мечетью, домами для служащих, с 60-ю каменными корпусами для торговых лавок, со своими улицами, бульварами, площадями. На территории ярмарки был цирк, кинотеатры, театр. hist06В театре выступали из года в год лучшие артисты. Здесь были подземная канализация, водопровод, электрическое освещение, трамвай. Интересное сооружение представлял из себя обводной Бетанкуровский канал. Всероссийская нижегородская ярмарка проходила ежегодно с 15 июля по 25 августа. Молебен, торжественное открытие проходили на площади перед главным ярмарочным домом. Съезжались купцы из центральных областей России, Сибири, Средней Азии, Японии, Америки, Англии... Ярмарка запечатлена на снимках А.О. Карелина, М.П. Дмитриева и многих других фотографов. Из самых ранних - сохранилась панорама нижегородской ярмарки 70-х гг. Андрея Осиповича Карелина.

ХVI Всероссийская торгово-промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде.

hist08tower

23 июля 1893 года министр финансов С.Ю. Витте доложил императору Александру III о подготовке к ХVI Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Руководил строительством инженер Циглер. Главным архитектором был назначен академик архитектуры Цейдлер. Генеральный комиссар выставки В.И. Тимирязев. В Нижнем Новгороде создали особую комиссию под руководством губернатора Н.М. Баранова и городского головы барона Дельвига. Место под строительство отвели на пустыре Канавинского района площадью в 84 гектара. Было построено 160 павильонов. Каждый павильон построен в своем стиле. Принимали участие самые талантливые архитекторы: А.Н. Померанцев, Р.Ф. Мельцер, В.А. Шретер... Выставку украшали цветники, колоннады, фонтаны, пруды. Вокруг обводная железная дорога, электрическое освещение. Торжественное открытие состоялось 28 мая 1896 года. Тут можно было увидеть достижения науки, техники, сельского хозяйства - все, что производилось и выращивалось в России. Здесь был и первый русский автомобиль, и шар-аэростат, и диковинка того времени - водонапорная башня А.В.Бари по проекту инженера Шухова, метеорологическая обсерватория. В павильоне машинного отдела были собраны все машины, которые приводились в движение. А в павильоне Т-ва Бр.Нобель экспонировались способы обработки нефти и продукты из нее. В павильоне Д.Н.Лебедева - экспонаты джутовых тканей, производимых фабрикой Д.Н. Лебедева, в Сибирском павильоне - меха, в павильоне Т-ва Кяхтинских чаеторговцев - предметы относящиеся к торговле России с Китаем и Японией, в Азиатском павильоне - предметы относящиеся к торговле с Азией и Персией. Был специально построен фотографический павильон для М.П. Дмитриева, где экспонировались его работы из цикла "Поволжья", которые имели большой успех у зрителей. Впервые был специально построен Художественный павильон, где можно было увидеть живописные работы А.О.Карелина, его супруги О.Г.Карелиной-Лермонтовой, сына А.А.Карелина. Здесь же на выставке в концертном зале впервые зазвучал орган. Свои концерты давали Ф.И. Шаляпин и Медея Фигнер. С 17 по 20 июля выставку посетил Император Николай II, для отдохновения которого специально был построен Императорский павильон. Выставка проработала 4 месяца. Закрытие состоялось 1 октября.

Единственная в городе выставка голограмм

В Русском музее фотографии открылась постоянная экспозиция голограмм. Голограммы – разновидность объемной фотографии. Это одно из замечательных достижений современной науки и техники. Основоположником голографии является английский ученый Деннис Габор, получивший в 1947 г. первую голограмму. Голограммы восстанавливают полноценное объемное изображение реальных предметов.

Существуют импульсные и мультиплексные голограммы.

1. Импульсные отражающие голограммы

Преимуществом записи голограмм импульсным лазером является произвольный выбор объекта съемки. Можно снимать людей и животных, цветы и бабочки, мыльные пузыри и клубы дыма. Есть только одно несущественное ограничение - размеры объекта не должны превышать размер фотопластинки.

2. Мультиплексные голограммы

Мультиплексные голограммы интересны тем, что на первом этапе их изготовления не требуется лазер. Запись осуществляется на цифровой фотоаппарат или видеокамеру. Поэтому на голограмму можно записывать объекты произвольных размеров. Полученные кадры на специальной голографической установке последовательно переносят на голограмму. Образуется последовательность ракурсов, которые и вызывают объемный эффект.

Представленные в экспозиции голограммы продаются. Они могут стать оригинальным подарком для Ваших родных и близких.

Русский музей фотографии - Нижний Новгород | Политика обработки персональных данных