Выставка «Сталинский ампир». Автор – Маргарита Федина (Москва)
Маргарита Федина – профессиональный фотограф, член Союза фотохудожников России. Снимает городской пейзаж, архитектуру и интерьеры, черно-белый портрет. По образованию – инженер-математик, интернет-программист. Окончила Московскую академию фотографии, прошла курс ручной черно-белой печати у известного фотографа Валерия Самарина.
Выставка «Сталинский ампир» – чрезвычайно интересный проект. Сталинская архитектура (направление в архитектуре СССР с середины 1930-х до конца 1950-х гг.) – это уникальное явление, представляющее собой сплав нескольких архитектурных стилей: позднего классицизма, постконструктивизма, ар-деко.
Символ сталинского ампира – знаменитые сталинские высотки в Москве с советской символикой и обильным декором. Главные герои барельефов, мозаик и скульптурных групп – рабочие и колхозники, спортсмены, военные.
Характерные детали интерьера этого стиля – богатая лепнина, резная деревянная мебель, а также массивные бронзовые светильники, украшенные хрустальными подвесками.
Все это можно увидеть на фотографиях Маргариты Фединой.
Выставка «Жизнь парижанки. XIX век» (По материалам иллюстрированного альманаха Panorama)
Из частной коллекции Михалевой Е.В.
18+
В альбомах серии Panorama за 1897 год была собрана поразительная коллекция фотографий, сделанная парижской фотостудией Ройтлингера. Самая модная студия того времени славилась роскошными интерьерами, включая пальмы, гобелены, богатые украшения.
«Эти небольшие альбомы, которые мы предлагаем публике, представляют огромный документальный интерес. Это своего рода книги по истории. Они дают удивительно точную информацию о нравах нашего времени и позволят нам лучше, чем все сочинения моралистов и философов, узнать о привычках и вкусах женщины нашего времени, секретах ее красоты, а также глубинах ее сердца и души.
…В наших руках драгоценное средство исследования – фотография, которая фиксирует все стороны жизни. Наш фотограф шаг за шагом следил за жизнью прекрасной парижанки. Мы хотим поблагодарить здесь милостивых художников, любезно оказавших нам помощь в создании этих альбомов, и светил парижской торговли, которые помогли окружить наших парижанок предметами роскоши, являющейся необходимой частью их красоты», – так говорил издатель альбомов серии Panorama Людовик Баше.
Людовик Баше (1834-1909) был известен современникам как галерист и декоратор, но прославился благодаря своей издательской деятельности. Его карьера началась с увлечения фотографией. Организовав работу редакции, он начинает выпускать шикарный иллюстрированный еженедельник с репродукциями работ известных художников. Альбомы пользовались успехом и выходили с разной периодичностью в течение десяти лет. Было издано 242 библиографических альманаха и напечатано более чем 500 фотографий.
Но самым успешным проектом издателя стал выпуск альбомов серии Panorama, охватывающих различные художественные направления и необычные тематики (иногда отдельные выпуски были приурочены к определенным выставкам или событиям). Так, широко известны сохранившиеся выпуски «Лувр», «Обнаженная женщина», «Париж ночью» и «Французская армия». Panorama считается одним из самых успешных издательских проектов того времени. В 1900 году Людовик Баше был награжден Орденом Почётного легиона, а спустя четыре года его семья стала владельцем одного из самых известных французских изданий первой половины ХХ века – журнала «L'Illustration».
«Стремление к цвету». Из фондов Русского музея фотографии
Цвет в фотографии – это не только возможность передать все оттенки окружающего мира, но и создание настроения, отображение внутреннего мира фотографа и его героя.
Первая в мире цветная фотография была сделана английским физиком Джеймсом Максвеллом в 1861 году. Научные открытия и совершенствование фотографических технологий позволяли получать цветные изображения все более высокого качества. Но широкое распространение цветная фотография получила только в середине ХХ века.
Первоначально самым доступным способом получить цветное фотоизображение было раскрашивание отпечатков вручную. Для этого использовались в основном акварельные и масляные краски. Раскрашиванием фотографий занимались известные художники, к примеру, И. Шишкин, и, конечно, сами фотографы. В результате порой не просто было узнать фотографию под красочным слоем.
В XIX веке повсеместно использовалось тонирование в сепию либо в другие оттенки. Помимо прочего это был прекрасный способ сохранить склонные к выцветанию фотографические отпечатки.
Пионером цветной фотографии в России был Сергей Прокудин-Горский. С помощью изобретенной им камеры для цветной съемки он создал уникальную коллекцию фотографий Российской империи начала ХХ века.
С распространением цветной фотографии старые техники не исчезли. В ХХ и XXI вв. фотографы, используя раскрашивание и тонирование изображений, создавали и создают уникальные авторские произведения.
Выставка «КУБА». Автор: Йоганес Галерт (Дюссельдорф, Германия)
Фотографии, представленные на выставке, снимались в течение нескольких десятилетий. Черно-белые снимки были сделаны автором в 1988 году, во время его первой поездки на Кубу в качестве туриста из СССР. Цветные – за последние десять лет, когда автор приезжал на Кубу каждый год и снимал повседневную жизнь на улицах Гаваны.
Эти фотографии создают легкое и радостное впечатление о старой Гаване, несмотря на бедность и следы разрушения. Солнце, пальмы, пронзительная небесная синева, много цвета – все это есть в Гаване. А еще Гавана – город ретро-автомобилей. Их разноцветные скопления на улицах и площадях кубинской столицы образуют причудливые контрасты. В развалинах роскошной колониальной архитектуры сушится белье на прищепках. И неизменные Фидель и Че Гевара повсюду – в граффити, рисунках и фотографиях…
Что есть Куба? Остров Свободы, заповедник социализма, далекий, но такой близкий нам остров, где оптимизм и беззаботность в любое время, при любом строе окрашивают жизнь в яркие цвета.
Йоганес Галерт (Дюссельдорф, Германия) – фотохудожник и фоторепортер крупнейшей немецкой ежедневной иллюстрированной газеты «Bild».
Выставка «Русская Зима». Автор – Наталья Беленцова (Челябинск)
Выставка «Русская Зима» – это зимнее царство во всем его великолепии. Пейзажи Южного Урала чудесны в любое время года, но именно зимой они пронизаны сказочной атмосферой. Оказавшись в самом сердце заснеженных уральских просторов, ощущаешь прикосновение магии Зимы.
Хрупкие березы и величественные ели в зимнем убранстве, покрытые инеем вершины и причудливые снежные фигуры. Весь спектр состояний зимней природы – от вьюжного буйства до лазурного неба ясного морозного дня и мирной благодати тихого, подернутого дымкой, утра.
Как прекрасен свежевыпавший снег, покрывающий белоснежным, сияющим ковром землю! Как приятно наблюдать спокойное кружение снежинок, в их движении – великое таинство и мудрость.
Совершите путешествие в страну гор и лесов, где в сияющих снежных просторах оживает волшебство, а в сердце входит светлая благодать, чистота и гармония.